Юрьегорский монастырь

Современное расположение бывшего Юрьегорского Дамиановского Троицкого монастыря — Национальный парк «Водлозерский», нежилая деревня Юрьевы горы у Монастырского озера, Онежский р-он, Архангельская обл.

Основателем пустыни был преп. Дамиан  (в схиме Прп. Диодор ЮрьегорскийДиодор). Он родился в конце XVI в. (между 1586 и 1593) от благочестивых родителей — Иерофея и Марии в селе Турчасове Каргопольского уезда (д. Матвеевка, позже вошедшей в Городецкий приход Онежского уезда Архангельской епархии), при крещении был назван Диомидом. В 15 лет Диомид, с благословения родителей, поступил в Соловецкую обитель и в 20 лет принял монашество с именем Дамиан от игумена Антония (1605-1612 г.г). Преп. Дамиан проникся любовью к уединению как и многие соловецкие старцы-пустынники. Пройдя многие послушания он удалился для пустынного жительства. Братия монастыря увидев в отшельничестве угрозу для общежительства соловецкой обители упросили настоятеля вернуть пустынников в монастырь. Вместе с ними в монастырь возвратился и преп. Дамиан.

Через год после этого преп. Диодор, видя нерасположение к себе со стороны братии и ища пустынножительства, решился оставить Соловецкую обитель и на малой лодочке приплыл к устью р. Онеги. Поднявшись вверх по реке, он желал было поселиться близ Почиозера, у озер Вананских или у Кенозера на Тыр-Наволоке, но, не принятый местными жителями, удалился к горе Юрьевой. На месте покинутой деревне, на восточном склоне, близ Юрьевского (Монастырского) озера,  где устроил себе келию и установил крест.

Недолго Дамиан оставался в уединении: молва о нем вскоре разнеслась по селениям и привлекла к нему многих ревнителей иноческого житья, из коих первым был его ученик Прохор. Тогда преподобный отправился в Москву и от великой старицы Марфы Иоанновны получил все нужное для церковного строения, а от Новгородского митрополита Киприана – грамоту на устроения храма, антиминс и иеромонаха для священнослужения. Дамиан устроил две деревянные церкви: во имя Живоначальной Троицы и в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Так было положено начало Дамиановской Свято-Троицкой пустыни. Основание обители, по сведениям жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича Троицкой Юрьегорской пустыни 1637 г. и писцовой книги 1627/28 г., относится к 7134 (1625/26) г. По мнению автора «Архангельского патерика» сщмч. Никодима (Кононова), Дамиан оставил Соловки в 1619 г. и ок. 1620 г. поселился отшельником на Юрьевой горе.

Кончина преподобного наступила 27 ноября 1633 года. Преп. Дамиан, прибыв в Каргополь по делам своей обители. Почувствовал близость своей кончины, он приняв схиму с именем Диодор и приобщился Св. Таин от иерея Феодора . После кончины тело его пребывало нетленным. Спустя два месяца после смерти, братия Троицкого монастыря перевезла его мощи в Свято-Троицкую обитель. Похоронен он был рядом с монастырским собором, где от его мощей также совершались чудеса.

Дальнейшая история обители кратка. По кончине Дамиана строителем пустыни становится старец Феодосий. В 1637 году он получает царскую грамоту на безоброчное владение пустошами Лузой, Корколой и починком Калгачихой, а деньги, которые прежде платил монастырь со своих скудных вотчин, царь даровал монахам «на темьян и на ладон, и на свечи». В той же грамоте говорится: «А братью в тое пустыню призвал и строил Соловецкого монастыря постриженник старец Демьян, и собралось при нем братии тридцать человек да трудников семнадцать и питаются де они своими трудами».

Еще через двадцать лет в подтвердительной грамоте 1657 года царя Алексея Михайловича назван строитель старец Пахомий, а еще через двадцать лет в 1677 году в подтвердительной грамоте царя Федора Алексеевича значится строитель старец Тихон. В 1684 году в монастырь прислана грамота от царей Иоанна и Петра, но при каком настоятеле неизвестно. По переписи 1678 года Диодоров монастырь показан пустым: на какое-то время, по неизвестной причине – эпидемии или голоде – монахи покидают его, затем скудное существование обители продолжается.
В документах семнадцатого века постоянно отмечается удаленность пустыни и трудность пути к ней: «от мирских людей удалено и непроходим путь летним временем и злонужной».

Тоже и в документах восемнадцатого века: «во оную пустынь летним временем пути не было» и «оттуда за непроходимыми болотами до настоящего зимнего пути /попасть/ никак невозможно».

В 1721 году пустынь была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, но в 1727 году вновь обрела самостоятельность. Числилось за ней в то время 10 крестьянских дворов и 103 души. В 1764 году монастырь преобразован в Юрьегорский приход. В год упразднения обители, проживало в ней пять монахов.

Сохранилась опись монастырского имущества, сделанная священником Алексеем Ивановым и дьячком Александром Стефановым с Почозера. Описав монастырские ценности, по количеству и богатству превосходившие уровень малой обители, как то 22 образа в церквах, иные в серебряных окладах и под золотым венцом, серебряные церковные сосуды, дорогое шитье на гробнице Диодора, служебные книги, печатные и рукописные, а также хозяйственный инвентарь, как то складские помещения, конюшенный и скотный дворы, сгнившие сети и прочее, составители списка отмечают невозможность вывезти обширное монастырское имущество: «аще не токмо каких вещей везти, но и человеку за непроходимою дорогою до настоящего зимнего пути выходить с великою нуждою». Оставленные без присмотра монастырские ценности были разграблены. Иконы были перепроданы в Даниловский и Лексинский старообрядческие скиты.

Основанные преп. Дамианом Троицкий и Введенский храмы сгорели от удара молнии в 1790 г. Вместо них была построена деревянная двухэтажная церковь. Строительство началось в 1792 г. В 1890 г. эта церковь отремонтирована исключительно стараниями священника Пятницкого. Престолы: в верхнем холодном этаже — Свято-Троицкий и Введенский, освящены 18 и 19 декабря 1803 г., в нижнем этаже — Зосимо-Савватиевский, устроенный в 1847 г. Здесь под спудом покоились мощи преп. Диодора, над ними установлены были деревянная рака и часовня.

В советское время приход закрыли, а вскоре и деревня перестала существовать.

В 2001 г. работниками Национального парка «Водлозерский» был изготовлен Поклонный Кресту, который установили на месте Свято-Троицкой церкви . Тогда же этот крест был освящен настоятелем Водлозерского Ильинского погоста иеромонахом о. Нилом (Савленковым) († 2003 г.). Осенью 2001 г. место фундамента церкви было очищено работниками кордона от деревьев и кустарника.

В мае 2004 года  состоялась историко-культурная  экспедиция в составе 6 человек —её  цель обследовать Колокольную (Юрьеву) гору и её окрестности, территорию упразднённой в 1764 г. Свято-Троицкой Дамиановой пустыни. (Сергей Головченко, Алексей Чирцов.  В поисках Дамиановой пустыни: экспедиция на озеро Монастырское 23–31 мая 2004 г.) 

Фото Сергея Головченко. Крест установленный 2001 году.

В 2013 году на месте Троицкого Юрьегорского монастыря были проведены охранные археологические работы.  Необходимость проведения срочных охранных археологических работ на Юрьевой горе была вызвана тем, что на месте древнего Троицкого храма в 2013–2014 гг. планируется начать возведение новой деревянной церкви.

 Фото. Могила преподобного Дамиана

Фото. Место захоронения преподобных Дамиана и Прохора Юрьегорских

Её проект был разработан в ФГБУ «НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН», кандидатом архитектуры А.Б. Бодэ (г. Москва), по заказу ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский». Инициатива строительства храма исходит от иерея Олега Червякова (бывшему директору Национального парка «Водлозерский», ныне живущему в деревне Варишпельда.) настоятеля храмов во имя прп. Диодора Юрьегорского с. Куганаволок и Спаса Нерукотворного Образа в д. Варишпельде. Цель нового строительства на Юрьевой горе – отметить место молитвенных подвигов и захоронения прп. Диодора и Прохора Юрьегорских и запечатлеть память об основанном ими монастыре.

(А.В. Алексеев. Предварительные результаты археологических исследований на меcте Свято-Троицкой Юрьегорской пустыни).

Фото С. Головченко. Троицкая церковь.

Троицкая церковь была срублена в деревне Варишпельда и зимой 2014 года была перевезена на озеро Монастырское. На месте кельи преподобного построена полуземлянка с часовней прп. Дамиана, а ранее В.И. Казаковым восстановлен колодец Преподобного.

Фото С. Головченко. Часовня над кельей преподобного Дамиана