КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЛЕСЕЦКОЙ ЕПАРХИИ (Миссионерский отдел Плесецкой епархии)

Общая справка

Плесецкая епархия охватывает большую территорию Архангельской области, с довольно малочисленным населением. По данным открытых источников на 2017 год численность населения на территории Плесецкой епархии составляет 135486 человек. Из них в городах и поселках городского типа проживает 94995 человек, а в сельской местности 40491 человек (что составляет 30% от общего населения). Приходы епархии в основном расположены в городских поселения, а значит треть жителей епархии либо мало охвачены духовным окормлением, либо из-за нехватки священнослужителей не охвачены совсем. Это факт требует выделение миссионерской работы в особое направление – «Малочисленные поселения. Приписные (летние) храмы и часовни». Отрицательным фактором данного направления являться естественная демографическая убыль сельского населения, которое проявляется на селе в большей степени, чем среди горожан, а также отток молодежи в крупные центры для получения образования и поиска работы.

Для городских поселений также отмечается большая нехватка священнослужителей на уже существующих приходах и порой нехватка самих приходов в городах и поселках городского типа с населением 10 и более 10 тысяч человек.

В тоже время данная территория богата историческими событиями связанные с историей освоения Севера, монашеской и купеческой колонизацией, борьбой между Новгородом и Москвой за богатства северной земли. Трагической историей походили по этим землям периоды Гражданской войны и интервенции, ГУЛАГа и репрессий.

Освоение космоса и развитие туризма, основанного на памятниках церковной архитектуры деревянного и каменного зодчества, являются новой страницей истории края.

На территории современной Плесецкой епархии, в давние времена, располагались 2 епархии: Архангельская и Олонецкая. Существовало более 20 монастырей и пустынь (известны: Плесецкий район – 4 монастыря, Каргопольский -13, Онежский – 4, Виноградовский – 3, но были и другие, о которых сведения до нас не дошли). А также более 40 приходов — Плесецкий район – 8 приходов, Каргопольский – 15, Онежский – 29, Виноградовский – 24. Кроме этого около 3х десятков северных и общероссийских святых подвизались в данном крае.

Все выше приведенные данные могут стать основой для выбора направлений миссионерской деятельности Плесецкой епархии.

 Почитание святых

Плесецкая епархия является новым образованием. Для формирования сознания как у верующих людей, так и остальных жителей районов, входящих в состав Плесецкой епархии, целостного восприятия и её самодостаточности требуется опираться на историческую преемственность.

Для этого необходимо создание информационного поля, на базе епархиальных и приходских сайтах с информацией о монастырях, приходах и уникальных церквях, которые были или до сих пор существуют на территории епархии. Также возможно сотрудничество с музейными работниками и краеведческим интернет сообществом по созданию общих проектов с церковной исторической тематикой.

В качестве духовной преемственности желательна организация богослужебной деятельности епархии с учетом дней памяти святых, подвизающихся на данной земле и прославленных как северные подвижники, или общероссийские святые имеющие связь с территорией Плесецкой епархии.

Также духовно объединяющим действием может являться поминовения святых Плесецкой епархии на литии во время Всенощного бдения в молитве «Спаси, Боже, люди Твоя…». Такими святыми могут быть:

преподобный Кирилл Челмогорский (Каргополье),

преподобный Александр Ошевенский (Каргополье),

преподобный Вассиан Строкинский (Каргополье),

преподобный Афанасий Наволоцкий (с Каргополья),

преподобный Варлаам Важский (был в Виноградовском районе),

преподобный Кирилл Сырьинский (Кириак Каргопольский) (Поонежье),

Преподобный Пахомий Кенский (Плесецк),

преподобный Пафнутий Кенский (Плесецк),

преподобный Антоний Сийский (Принял постриг от Пахомия Кенского)

преподобные Александр, Иоаким, Иона и Исаия Сийские (ученики и сподвижники Антония Сийского по Кенскому монастырю и Сии),

преподобные Нифонт и Серапион Кожеезерские (Поонежье),

преподобный Никодим Кожеезерский, Хозьюгский чудотворец,

преподобные Лонгин, Герман, Боголеп, Корнилий, Авраамий (Антоний) Кожеезерские

преподобный Леонид Устьнедумский (принял постриг в Кожеезерском монастыре от преп. Серапиона),

преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский (Поонежье),

преподобный Прохор Юрьегорский,

Также с Каргопольем связаны имена:

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский – уроженец Каргопольского уезда (ныне Няндомский район), выпускник Каргопольского духовного училища,

преподобный  Макарий Желтоводский и Унженский (Костромской) – в честь него была основана Макарьевская Хергозерская пустынь в Каргополье. По устному преданию преподобный Макарий во время своих странствий мог посещать Каргополье, в пустыне находилась чудотворная икона преподобного.

Преподобный Савва Вишерский (Новгородский) данный святой в чудесном видении повелел основать в честь него в Каргополе Лебяжью пустынь.                                         

Работа по благочиниям

В каждом приходе и в целом по благочиниям ведется миссионерская работа. В зависимости от мест и обстоятельств, священники сами определяют приоритет в данной деятельности. Где-то упор делается на регулярные богослужения в отдаленных приходах, где-то на работу среди школ, а также на сотрудничество с миссионерскими группами из иных регионов.

Основываясь на имеющимся опыте можно выделить два основных направления. Первое направление – Образовательно-культурологическое. Данное направления связано с работой в виде разовых встреч, бесед, лекций, выступлений и концертов в школах, библиотеках, музеях, клубах и в других местах, подходящих для проведения данных мероприятий. Данная работа может проводиться совместно с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.

Для данной работы могут приглашаться лекторы и миссионерские группы, проводящие беседы и концерты из других епархий. Образовательно-культурологическое направление более подходит для городской среды и крупных населенных пунктов.

Второе направление — Малочисленные поселения. Приписные (летние) храмы и часовни. Это направление видится как приоритетное. Уже говорилось, что 30% населения епархии является сельским. Но это в целом, а непосредственно для районов соотношение совсем иное. В Плесецком районе 38% сельского населения, в Каргопольском — 42%, в Онежском -29%, а в Виноградовском – 62% сельского населения. Эти данные и обуславливают значимость второго направления.

При работе по данному направлению необходимо выделить «Летние приходы», где работа может проводиться только в летний период с приездом в данные места дачников и отпускников. Как правило, в зимнее время в таких населенных пунктах может проживать менее 10 человек, но одновременно с эти там могут находиться действующие храмы и часовни. А в летнее время население увеличивается в десятки раз.

Кроме летних приходов существуют храмы, в которых происходит упадок духовно-приходской жизни. В таких храмах прихожане собираются только во время приезда священника, а без него посещения храма считают необязательным или же ненужным делом. Работа в таких приходах должна делаться с упором на значимость совместных воскресных и праздничных молитв в храме и в совместной хозяйственно-приходской деятельности.

Особым пунктом в духовном окормлении малочисленных приходов должны стать труднодоступные для приходских священников отдаленные населенные пункты. Такие места необходимо выделить в особые (миссионерские) округа с определением плана миссионерской работы исходя из конкретных обстоятельств и мест. Общих подходов здесь быть не может.

Работа по данному направлению может вестись как местными приходскими священниками, так и специально выделенными священнослужителями из более крупных приходов епархии. Возможно привлечение миссионерских групп из других епархий в которые обязательно должен входить священник и которые готовы в течении 7 -14 дней вести миссионерскую деятельность в одной конкретной местности. За это время надо не только проводить беседы с жителями деревень об основах Православной веры и Святых Таинствах, но и на практике показать выполнение утренних и вечерних молитв, молитв до и после еды, донести значимость воскресных совместных (мирским чином) богослужений и показать возможность их проведения без священника.

Только таким образом можно наладить духовную жизнь малых приходах и вовлечь прихожан небольших населенных пунктов молитвенную и хозяйственную деятельность епархии. В качестве плана работы можно выбрать такой опыт: организация общин и строительством храмов в населенных пунктах где проживает около 500 человек и строительство часовен в деревнях с численностью населения 200 – 300 человек. В местах где уже построены или отремонтированы храмы необходимо наладить приходскую жизнь с таким уровнем чтобы несколько малых приходов могли содержать как свои храмы, так и священника, которых их духовно окормляет. Данные цели и являются основой миссионерской деятельности по направлению «Малочисленные поселения. Приписные (летние) храмы и часовни».

Отдельным направлением являются Огласительные беседы перед Таинством Крещения. Предлагается совместно с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации подготовить для рассмотрения правящим архиереем рекомендаций по проведению огласительных бесед перед крещением на приходах Плесецкой епархии. При составлении рекомендаций нужно опираться на мнение и опыт приходских священников благочиний епархии.

Работа отдела

Работа миссионерского отдела Плесецкой епархии видится в организации единого подхода в деле миссионерского служения. Сбор и аналитическая обработка информации по приходам и населенным пунктам в перспективы проведения миссионерской работы. Оказание помощи в работе на благочинном и приходском уровне.

В качестве официальной отчетности о проведенной работе создан сайт миссионерского отдела епархии. Предполагается размещать там информацию, которая касается данного направления.

Для привлечения помощи в проповеди Евангелия и христианской жизни, желательно обратиться к епархиям, приходам и активным православным сообществам, приглашая их посетить Плесецкую епархию с миссионерским визитом.

Одной из форм миссионерской работы отдела может стать, с благословения правящего архиерея, посещение святынь не только основных приходов, но и приписных храмов в малочисленных населенных пунктах. Как правило, святыни, привозимые в Архангельскую епархию, редко посещали территорию современной Плесецкой епархии, тем более малые селения.

Данный подход по планированию миссионерской деятельности, как основы для развития духовного просвещения, может благотворно сказаться на работе приходов и благочиний по созданию полноценной приходской жизни на территории Плесецкой епархии.