- План-конспект огласительных бесед в соответствии с минимальными требованиями
- Принципы минимального оглашения
1. План-конспект огласительных бесед в соответствии с минимальными требованиями.
А. В. Ракушин, ведущий специалист сектора катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации
План-конспект
Настоящий план-конспект составлен в помощь катехизаторам, начинающим свою огласительную практику. Он может быть целиком взят за основу при построении бесед или частично, в качестве их отдельных элементов.
Основной целью огласительных бесед, проводимых в соответствии с минимальными требованиями, автор считает побуждение оглашаемых к выстраиванию личных отношений с Богом и к вхождению в церковную жизнь.
При составлении плана-конспекта были учтены базовые принципы катехизации: церковность, целостность, последовательность, доступность и посильность, личностный характер катехизации, связь с жизнью, наглядность.
Можно выделить следующие аспекты приведенных в плане-конспекте бесед:
– даже в условиях краткости в оглашении присутствуют три основные стороны: вероучение; нравственность и аскетика; молитва и богослужение;
– изложение подчиняется логике, последовательности и исходит из того, что уже известно и понятно оглашаемым, что присутствует в их опыте;
– внимание слушателей фиксируется на том, что излагаемый материал основан на Священном Писании и Предании Церкви;
– предпринята попытка изложения доступным для оглашаемых языком;
– учитывается способность восприятия оглашаемыми вероучительных знаний, поэтому, в частности, Символ веры предлагается разобрать не за одну, а за обе беседы;
– предполагается личностно-ориентированная подача материала и диалог с оглашаемыми, постановка и решение проблемных вопросов;
– используются средства смысловой наглядности (при- меры, образы), а также изображения икон;
– предлагается чтение и обсуждение некоторых от- рывков Священного Писания на самих беседах с целью привития навыка чтения Слова Божьего.
При подготовке плана-конспекта автор опирался как на собственный опыт катехизической деятельности, так и на опыт других катехизаторов.
- План бесед
Первая беседа:
молитва;
знакомство с оглашаемыми. Объяснение значения огласительных бесед как необходимых для приготовления к дальнейшей правильной жизни с Богом;
выявление мотивов, по которым люди желают креститься или крестить детей. Объяснение смысла принятия Таинства Крещения, в котором человек освобождается от власти греха и получает семя благодатной жизни во Христе (о власти греха приводятся слова Апостола Павла (Рим. 7, 19–23)). Необходимость веры и покаяния;
рассказ о Божественном Откровении, которое необходимо для познания Бога и Его воли о нас; священное Писание; чтение евангельских отрывков (притчи Спасителя о блудном сыне, заблудшей овце и потерянной драхме);
разговор о вере в Бога, о том, что мы знаем о Нем: Бог – Троица Единосущная и Нераздельная – Отец, Сын и Святой Дух. Бог –Творец и Промыслитель. Свойства Божии;
человек: образ и подобие Божии; жизнь человека в раю; грехопадение; жизнь и смерть; необходимость спасения;
чтение Символа веры;
о молитве;
задание на дом: прочитать Евангелие от Марка (Библия дарится оглашаемым); читать Символ веры и молитвенно обращаться к Богу (Символ веры и молитвы приведены в раздаваемой памятке); поразмышлять о месте Бога в своей жизни;
ответы на вопросы; молитва.
Вторая беседа:
молитва;
краткое повторение основных вопросов предыдущей беседы. Ответы на вопросы по Евангелию и другим темам. Чтение евангельского отрывка;
чтение Символа веры;
Христос – воплотившийся от Пресвятой Богородицы Сын Божий – Спаситель;
Господь Иисус Христос умер за нас и воскрес из мертвых;
Он вознесся со Своим пречистым телом и имеет как Богочеловек такую же славу, как Бог Отец, и придет в славном Втором Пришествии судить живых и мертвых;
Он послал от Отца Духа Святого, Которого мы можем стяжать в Церкви;
дверь в Церковь – Таинство Крещения. Таинства Покаяния и Евхаристии;
мы ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века;
Декалог как основа христианской нравственности (краткий разбор);
о Крещении (объяснение чинопоследования, практические вопросы);
подведение итогов, краткое повторение основных моментов бесед;
практические вопросы подготовки к исповедальной беседе (Таинствам Исповеди и Причащения); ответы на вопросы;
задание: прочитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5,1–7,29), продолжать читать Символ веры, совершать молитвенное правило, посещать богослужение;
завершающие напутствия и предложение форм дальнейшего воцерковления, возможностей вхождения в жизнь данного прихода;
молитва.
- План-конспект бесед
Первая беседа (Примерный ход беседы)
- Молитва
- Знакомство с оглашаемыми. Объяснение значения огласительных бесед.
Здравствуйте! Меня зовут _____________, я катехизатор храма________________. Рад приветствовать вас на огласительных беседах, которые проводятся для того, чтобы ваше Крещение или Крещение ваших детей совершалось с необходимым осознанием смысла предстоящего Таинства и последующего воцерковления. Также вы сможете поближе познакомиться с жизнью Церкви и нашего храма, прихожанами которого, надеюсь, станете вы и ваши дети. Вам, как родителям и восприемникам (крестным родителям) важно стать примером, образцом христианской жизни для детей, воспитывать их в вере, приобщать к храму Божьему, к Таинствам Церкви. Наши беседы смогут этому помочь.
В советское время и два десятилетия после него подготовка перед Крещением по разным причинам фактически не осуществлялась. Но несколько лет назад Священноначалием Русской Православной Церкви было принято решение о проведении по меньшей мере двух огласительных бесед (от слова «оглашение» – устное наставление, научение) перед Таинством Крещения. Важно, чтобы мы с вами приходили на такие беседы не потому, что таковы требования, а потому что сами видим живую потребность в подготовке к такому ответственному шагу, как Крещение.
Нужно отметить, что во II–IV веках н.э. те, кто желал принять Крещение, проходили 2–3-годичную подготовку, что позволяло им креститься уже будучи окрепшими, утвержденными в православной христианской вере и жиз- ни. Условием Крещения младенцев тоже всегда была глу- бокая вера, церковность и добродетельность родителей и восприемников. В наши дни, к сожалению, немногие гото- вы серьезно потрудиться, готовясь к принятию Таинства Крещения или Крещению детей, поэтому Церковь идет навстречу нашим немощам и слабостям и предлагает по- сильную небольшую подготовку. Но обойтись совсем без нее нельзя, более того – просто опасно.
Для примера скажу, что, поступая в институт или желая водить автомобиль, мы должны сдать экзамен, который подтвердит, что мы сможем учиться в вузе или управлять машиной. А чтобы сдать экзамен, нужно пред- варительно учиться. Мы соглашаемся с этим. Потому что, если не приобрести необходимых знаний, умений, навыков, дальнейшая учеба в вузе окажется практиче- ски невозможной, а нахождение на дороге – рискован- ным для жизни. Так же и здесь; за этот крайне неболь- шой срок, в который будут продолжаться наши встречи, нужно приготовиться к тому, чтобы правильно прожить всю дальнейшую жизнь. И, я надеюсь, вы увидите и со- гласитесь, что то, о чем мы будем говорить, есть не от- влеченные умозаключения и безжизненные конструк- ции, а касается каждого из нас, и не частично – нашего образования, профессии, каких-то житейских нужд, – а нас целиком, нашего настоящего и будущего.
Может быть, вы уже многое знаете о нашей православной вере. Тогда мы, как говорится, сверим часы в этих важнейших вопросах. Но и, надеюсь, обязательно будет что-то новое и нужное, поэтому, я убежден, вы не пожалеете о затраченном времени и усилиях.
- Выявление мотивов, по которым люди желают креститься или крестить детей. Объяснение смысла принятия Таинства Крещения.
Вы уже заполнили анкеты, я с ними после нашей встречи внимательно ознакомлюсь. Но чтобы уже сейчас понимать, скажите, пожалуйста, кто из вас будет сам принимать Таинство Крещения, кто из вас – будущие крестные, а кто – родители? (Ответы.)
Давайте вначале поговорим о том, для чего необходимо Крещение, которое вы вскоре примете или примут ваши дети. Что побуждает нас креститься или крестить детей?
(Могут быть разные ответы, зачастую касающиеся здоровья, духовной защиты, национальной идентичности и др.)
Все, о чем вы сказали, важно (если не было явно неприемлемых ответов), но не вполне достаточно. Крещение дает нечто большее. Оно делает нас совершенно новыми по сравнению с тем, какими мы были раньше. Оно нас освобождает от рабства, о котором мало кто из нас вообще подозревает. Что это за рабство? И в чем оно проявляется? Как вы думаете?
(Подводим к мысли о рабстве некрещеного человека греху.)
На это же обратил внимание один из самых выдающихся последователей Господа Иисуса Христа – святой Апостол Павел. Он сказал замечательные слова, которые каждый из нас хотя бы отчасти может отнести к самому себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19–20).
Действительно, каждому из нас совесть, которая есть, как нередко говорят, голос Божий в человеке, подсказывает, как надо жить. Но сами мы часто делаем совсем другое и чувствуем, что не способны иначе. Как в материальном мире: падает предмет сам, а чтобы его поднять, нужно приложить силу; так и в духовной жизни: зло делать просто, а чтобы творить добро, нужны усилия, которых мы в себе подчас не находим. Может быть, кто-то возразит, что он никакого большого греха не совершил: не убивал, не воровал, не изменял. Но даже такой порядочный человек, если честно заглянет вглубь себя, может увидеть, что находится, например, в плену эгоизма, многих пристрастий, какой-то мелочности, что в нем не хватает цельности и гармонии и что проживает целые дни, часто даже и не вспомнив о Боге, без связи с Которым о жизни можно говорить только условно. Несмотря на свою порядочность и честность, такой человек может стоять еще очень далеко от того прекрасного состояния, к которому каждый из нас призван – состоянию единения с Богом, нашим Творцом. Нас разделяет с ним грех. Это слово как раз означает промах, попадание мимо цели. Наши грехи – это не просто набор неправильных проступков, это внутреннее искажение, поврежденность наших мыслей, чувств, всей нашей личности, которую каждый из нас, как болезнь, наследует при рождении. И даже те младенцы, к Крещению которых мы готовимся, те, которые сами еще ничего злого не сделали, носят в себе этот закон греха. Хотим мы того или нет, у нас есть эта «болезнь», и своими силами мы не можем от нее в полной мере освободиться. А если не освободимся, то погибнем, потому что эта «болезнь» смертельна, она лишает нас связи и единства с Источником Жизни – Богом, и наоборот, делает нас пленниками источника зла – дьявола, сатаны. Как и почему с нами произошла эта трагедия, мы скажем сегодня позже, пока важно увидеть и признать ее наличие. Но как же нам освободиться от рабства греху? Только единственным образом – через Того, Кого мы поистине называем Спасителем. От рабства сатане, от духовной смерти нас спасает Господь Иисус Христос, Сын Божий, Своею смертью и Воскресением. И в Крещении как раз мы становимся причастниками совершенного Господом спасения. Мы не только освобождаемся от власти греха над нами, но и получаем семя новой благодатной жизни со Христом. Однако это происходит не автоматически. Мы должны иметь веру в Бога, как сказал сам Господь: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16). Но иметь нужно правильную веру, а для этого нам необходимо уяснить себе важнейшие понятия, лежащие в основе православного вероучения. С этой целью перед вами лежит памятка с текстом Символа веры – краткого изложения всех главных истин православной веры, который вам важно научиться читать и понимать. Но главное – постараться искренне, всецело принять эти истины. Символ веры читается крещаемым наизусть во время совершения Таинства Крещения. Сегодня мы начнем говорить о нем подробнее.
Но как сказал другой ученик Христа, святой Апостол Иаков: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Вот почему вместе с верой необходимо наше покаяние, готовность изменить свою жизнь, оставить то, что не есть Божье, что не есть добро. И самое главное, что должно измениться, – в нашу жизнь должен войти Бог, и не на ее периферию, когда мы обращаемся к Нему только если нам что-то нужно, а в самый центр жизни. Чаще всего это достаточно длительный процесс, но двигаться в этом направлении каждый из нас призван начать уже сейчас. В конце наших бесед для тех, кто готовится ко Крещению, будет проведена покаянная беседа со священником, а родителям и крестным детей следует подготовиться к Исповеди и Причащению Святых Христовых Таин. Для того чтобы вам помочь в этом, в следующий раз мы подробно поговорим о Заповедях Божиих, с которыми нам нужно сверять и соотносить свою жизнь. Перед самим Таинством Крещения крещаемым или, если крестится младенец, его родителям и восприемникам надлежит принести крещальные обеты: отречение навсегда от сатаны и служения ему через творение любых, даже, казалось бы, небольших злых дел, и сочетание, то есть соединение навсегда, своей жизни со Христом. Таким образом, надлежит сделать от себя и от лица крещаемого твердый и бесповоротный выбор в пользу служения Богу, что предполагает знание и исполнение Его благой воли.
- О Священном Писании.
А теперь важно сказать следующее. Все, о чем мы с вами говорим и будем говорить, не есть человеческие измышления. Оно основано на том, что Бог открыл людям о Себе, о нас с вами, о нашем мире. Согласитесь, что невозможно в достаточной мере узнать человека, если он сам не расскажет о себе, не проявит себя. И если мы хотим узнать о Боге и Его волю о нас, мы должны обратиться к тому, что называется Божественным Откровением. Один из его источников – это Священное Писание или Библия. Перед вами лежит наш подарок вам – Библия, которую вы храните и обязательно читайте. (Небольшой рассказ о Библии, ее составе.)
В Библию вошли книги, написанные святыми людьми – пророками, царями, апостолами, но писали они именно то, что им было открыто Богом, поэтому Священное Писание называется Словом Божиим. Мы сегодня уже приводили из Библии слова, написанные святыми апостолами.
Читать Священное Писание нужно с духовными целями: «наставления в вере и побуждения к добрым делам»; с верой, доверием к написанному, благоговением. При своем понимании Священного Писания важно опираться на то, как его понимает Церковь, что раскрывается, главным образом, через толкования библейских текстов святыми подвижниками.
Давайте откроем Святую Библию на стр. … и прочитаем вместе небольшие фрагменты из книг Библии, которые называются «Евангелие» («Благая весть» о спасении людей Господом Иисусом Христом).
Отрывок «Притча о блудном сыне» (Лк. 15, 11–32).
(О чем эта притча? Почему младший сын ушел и что его побудило вернуться? В чем состояло его покаяние? Как поступил отец? Как поступил старший сын? Образом кого являются отец и сыновья? Имеет ли это отношение к нам? Какие практические выводы из этого могут следовать?)
Отрывок: «Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме» (Лк. 15, 1–10).
(О чем эти притчи? Как поступает Бог по отношению к людям, которые «потерялись», ушли от Бога или не нашли Бога? Как Бог их ищет, в чем это проявляется? Имеет ли это отношение к нам?)
Мы прочитали фрагменты Евангелия от Луки. Хотелось бы попросить вас прочитать к следующему разу Еван- гелие от Марка – самое короткое Евангелие из четырех. Его чтение не займет много времени, однако, надеюсь, будет полезным для вас. Пожалуйста, записывайте вопросы, которые будут у вас возникать.
- О вере в Бога. Бог и Человек. Символ веры.
Сейчас, перед тем как обратиться собственно к составленному Церковью Символу веры, давайте поговорим о нашей вере в Бога и о том, что мы уже знаем о Нем.
«Без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11, 6). Без нее не имеет никакого смысла принимать Крещение и крестить ребенка. Но что значит верить в Бога? Во-первых, это наша уверенность, убежденность в Его существовании и правильное представление о Нем. Во-вторых, это полное доверие Богу, Его воле и Промыслу, то есть благому действию Божьему по отношению к нам. В-третьих, это наша верность Богу, его заповедям.
Что мы знаем о Боге? Какой Он? Он – «Что» (энергия, космос) или «Кто» (Тот, к Кому мы можем обратиться лично)? Он, конечно же, – Кто, Личность, Дух, Вечный и Неподверженный изменению, Разумный, Все знающий, Вездесущий, Свободный, Святой, Всеправедный, Совершенный, Всемогущий. Мы можем к Нему обратиться в молитве и иметь надежду быть услышанными. И Он обращается к нам через Свое Откровение, через обстоятельства нашей жизни. Мы имеем живое общение с Ним в богослужениях и Таинствах Церкви. Православие учит нас, что Бог един в трех Лицах (Личностях). Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух. Бог Отец – Нерожденный, Бог Сын предвечно рожда- ется от Бога Отца (неизъяснимым образом); Бог Дух Святой исходит от Бога Отца. Отец, Сын и Святой Дух обладают одним божественным существом, одной честью, одной славой. Но мы верим, что не три Бога, а один Бог – Пресвятая Троица. Это великая тайна, которую мы можем только принять своей верой (показывается изображение иконы «Троицы» прп. Андрея Рублева и комментируется). Отношение между собой Лиц Пресвятой Троицы можно охарактеризовать одним словом – любовь. «Бог есть любовь» (1 Ин. 14,16), – говорит нам Слово Божие. А что такое любовь? Что мы знаем о любви? (обсуждение; чтение фрагмента «Гимна любви» Апостола Павла (1 Кор. 13, 4–8)). Любовь предполагает самоотдачу, жертвенность тех, кто любит. И именно такая самоотдача Друг Другу является содержанием жизни Святой Троицы. Бог – всеблаг и является источником всякого блага и самой жизни. И именно от избытка любви Бог Троица сотворил наш мир, чтобы он был причастен Божественной благодати, Божественной любви. И не просто сотворил и удалился, а сохраняет, заботится и действует в нем Своим благим Про- мыслом. Как вы думаете, в чем проявляется Его Промысл в мире и в нашей жизни? (Обсуждение.)
Мы называем Бога Премудрым Творцом, Создателем, Промыслителем. Первая книга Библии – «Бытие», ее начальные главы говорят о том, как совершилось творение Богом мира. Скажем главное: Бог сотворил невидимый нам ангельский мир и наш видимый мир. Вершиной всего творения явился человек, сотворенный по образу Божию. Последнее очень важно. Человек есть образ Божий, и это значит, что он похож на Бога. Чем? Как мы уже отметили, Бог вечен, и человек имеет бессмертную душу; Бог Премудр, и мы разумны; Бог абсолютно свободен, и человек обладает свободной волей; Бог – Творец, и мы имеем способность к творчеству и созиданию; Бог – Вседержитель, обладает властью над Вселенной, и человеку дана Им власть обладать и владычествовать над землей. Человек призван раскрывать, реализовывать в себе черты образа Божия и уподобляться Богу в нравственных качествах: в милосердии, любви к Богу и другим людям, в заботе обо всем мире. Человек был создан совершенным, не имевшим греха, но ему еще предстояло возрастать духовно и достичь богоподобия. Его совершенство не было абсолютным, но предполагающим возможность дальнейшего совершенствования.
Однако если человек создан таким совершенным, откуда же тогда взялось то рабство греху, о котором говорит апостол Павел? И откуда вообще в мире зло, если Бог все создал благим? Источником зла является неправильное употребление данной Богом разумным существам – ангелам и людям – свободной воли. А что такое вообще зло? Это искажение, разрушение истинного, правильного порядка вещей, определенного Творцом. Основа этого порядка состоит в том, чтобы чтить, любить и слушать Бога как и основа порядка в отношениях между малолетними детьми и родителями состоит в том, чтобы их чтить, любить и слушаться их мудрого родительского слова. Можно свободно принять или отвергнуть этот порядок. И зло начинается тогда, когда отвергается, разрывается союз доверия, верности и любви к Богу. Так произошло и с частью ангелов, главный из которых из светлого Ангела по своей гордыне, по своей вражде против Бога превратился в темного падшего духа, дьявола, сатану; а посредством его злого действия так произошло и с первыми людьми: Адамом и Евой. Как вы, наверное, знаете, жилищем первого человека Адама и его жены Евы был райский сад – Эдем. Нам трудно представить их жизнь. Она была иной. Но мы знаем, что человек имел все, что ему было необходимо и центром его жизни был Бог, через доверительные отношения и общение в любви с Которым он бы духовно возрастал и уподоблялся Богу.
Для воспитания свободной воли человека в добре Бог дает ему заповедь «от всякого дерева ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 1, 16–17). Сначала Ева вступила в разговор в раю с дьяволом в образе змея, который возбудил в ней недоверие к Богу. Он убеждал ее, что если люди вкусят плоды с дерева познания добра и зла, то не умрут, но будут знать добро и зло и будут, как боги. Ева прельстилась этим обещанием и видом плодов и ела их; Адам вместо того, чтобы предотвратить и остановить происходящее, вкусил также плод по ее примеру. «Для человека стало смертоносным вкушение плода с дерева познания добра и зла, так как это было соединено с непослушанием воле Божией», а не потому, что сам плод был плохим или ядовитым. «Непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в Боге. Наименование «древо познания добра и зла» соответствует самому себе, потому что человек через это дерево познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей». У человека была возможность принести покаяние и восстановить отношения с Богом, но грех уже начал производить свои разрушительные действия; и Адам сказал Богу следующее: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3,12), фактически переложив всю вину на Бога и на жену.
Именно от этих событий произошло в первых людях повреждение, затронувшее все человеческое естество, которое мы, их потомки, наследуем. Видимым проявлением этого повреждения является, в частности, то, что нас постоянно, как магнитом тянет ко злу, что в каждой ситуации мы вынуждены делать трудный нравственный выбор. Также как следствие греха человека в мир вошла смерть. Те нестроения, которые мы видим в природе и мире, тоже являются следствием грехопадения человека, своего царя и владыки.
Нередко возникает вопрос, мог ли Всеведущий и Всеблагой Бог предотвратить то событие, которое мы именуем грехопадением? Он дал человеку все возможности, чтобы оно не произошло, но Бог не может нас заставить Его любить и слушать.
Грехопадение первых людей пагубно отразилось на них самих и на всем сотворенном Богом материальном мире. И что же дальше? Каков выход? Выход предлагает Бог. Подобное врачуется подобным. Поэтому через определенное время Бог – Второе Лицо Пресвятой Троицы – Бог Сын, Господь Иисус Христос, становится человеком, чтобы спасти нас. Как мы уже сказали, об этом повествуют Евангелия.
В следующий раз мы продолжим разговор о главных истинах нашей веры. А теперь давайте прочитаем сам Символ веры. Первый раз его прочту я, а второй раз – каждый из вас по одному фрагменту. Как видите, их 12, они именуются членами. (Читается Символ веры.) Прошу вас, возьмите себе за правило с сегодняшнего дня ежедневно прочитывать Символ веры.
Мы сейчас говорили о Боге, о вере в Него. Поразмышляйте, пожалуйста, в течение этой недели, Кто для вас Бог? Как можно встретить Бога в своей жизни? Как можно увидеть в ней Его действия?
- О молитве.
Наша сегодняшняя беседа постепенно подходит к завершению. Хотелось бы закончить ее, сказав несколько слов о молитве. Мы начали с нее нашу встречу. Мы уже говорили, что молитва – это наша возможность обратиться к Богу. Как отношения между людьми невозможны без общения, так и с Богом невозможно установить отношения без личного обращения к Нему. С чем мы можем обратиться к Богу? С просьбой? С просьбой о чем? А еще с чем? Можем поблагодарить? За что? Можем выразить к Нему свое отношение? Каким образом?
В вашей памятке приведены некоторые молитвы, которыми Церковь обращается к Богу. Главная из них та, которую оставил Сам Господь Иисус Христос. Это «Молитва Господня» или по-другому – «Отче наш» (краткое пояснение к Молитве Господней).
Мы можем обращаться к Богу и своими словами, но Церковь нам дает высокие образцы молитвы, которые нам важно положить в основу нашей молитвенной практики.
Вместе с чтением Символа веры важно, чтобы молит- венное обращение к Богу, пусть даже краткое, как приведено в памятке, стало для нас ежедневным. Таким образом будет поддерживаться наша связь со Христом. Важно утром освятить молитвой свой день и вечером молитва становится итогом дня.
- Ответы на вопросы.
- Молитва.
Вторая беседа (Примерный ход беседы)
- Молитва.
- Повторение основных вопросов предыдущей беседы. Ответы на вопросы по Евангелию и другим темам.
- Чтение отрывка из Евангелия от Марка.
Хорошо, что некоторые из вас смогли прочитать Евангелие. Тех же, у кого пока не получилось, прошу в ближай- шие дни все-таки постараться это сделать.
Сейчас давайте с вами прочитаем отрывок из Евангелия от Марка.
Отрывок: «Исцеление расслабленного в Капернауме» (Мк. 2, 1–12).
(Обсуждение: Что такое чудо Божье? Для чего Бог совершает чудеса? Каковы они бывают? Происходят ли они в нашей жизни? В чем они проявляются? В чем особенность совершенного Господом чуда, описанного в данном отрывке? Чем мы похожи на расслабленного? Почему требуется вера, чтобы произошло исцеление? Чья вера побудила Господа сотворить это чудо? Какие практические выводы можно сделать из этого? Как болезнь связана с грехом? Какова должна быть жизнь исцеленного после происшедшего с ним чуда? Как это относится к нам?)
- Символ веры (продолжение).
Прочитаем снова Символ веры. Как и в прошлый раз, давайте читать по очереди по одному члену.
Мы остановились на том, что человек своими сила- ми не может освободиться от последствий грехопадения. До Крещения он может лишь всей душой верить в Бога, стараться соблюдать заповеди, но греховное повреждение, искажающее человека и отделяющее от Господа, остается. Человек нуждается в спасении от гибели, и спасает его воплотившийся Бог, свободный от всякого греха и нечистоты. Как вера в Пресвятую Троицу, так и вера в то, что Второе Ее лицо, Сын Божий, ради нас истинно принял на Себя человеческое естество, составляет основу всей нашей православной веры. Когда мы творим крестное знамение – видимый знак, исповедания нашей веры, мы складываем пальцы правой руки вот таким образом (изображается). Три пальца, соединенные вместе, означают веру в Пресвятую Троицу, а два пальца, прижатые к ладони, означают веру в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек.
Господь Иисус Христос, вечно существующий, в определенный момент истории принял человеческий образ, родился от Пресвятой Девы Марии при действии Духа Святого в Иудейском городе Вифлееме (показывается изображение иконы Рождества Христова). Как Вы прекрасно знаете, летоисчисление новой эры, в которой мы живем, ведется от этого величайшего события. Пресвятая Дева Мария, Богородица, была тем высшим даром, который человечество, ожидающее пришествия Спасителя, принесло Богу. Хоть и наследовавшая греховное повреждение, первородный грех от прародителей, Она берегла себя от греха, зависящего от Нее, и всю Себя посвятила Господу. И Господь избрал Ее для высшей миссии – стать Его Матерью. Но произошло это не без Ее воли. Ангелу, возвестившему Ей благую весть Она ответила слова, определившие дальнейший ход истории: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1,38). Так и о каждом из нас есть благая воля, Промысл Божий, и важно увидеть его, принять и ответить так же, как Пресвятая Богородица.
С самого начала Своей земной жизни Господь Иисус Христос явил смирение. Он родился не в царском дворце, а в пещере, куда загоняли скот в непогоду. Он сразу показал, что Царство Его не от мира сего (см. Ин. 18, 36) и что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).
Для того чтобы исцелить смертельное повреждение грехом всего нашего естества, воспринявший его Господь Иисус Христос, Сам полностью свободный от греха, претерпел страдания и смерть. Еще за VII веков до Рождества Христова пророк Божий Исайя получил от Него откровение о грядущих страданиях Спасителя: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих» (Ис. 53, 4–7). Если первый человек – Адам – отверг волю Божию, то Богочеловек – Господь наш Иисус Христос – был послушным воле Божией до предела: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). И, исполнив в полной мере Свои же слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), – умер ради нас и, победив смерть, воскрес. Тем самым Он уврачевал в Самом Себе нашу человеческую природу.
Итак, Господь учил людей совершенной святой жизни, и не просто учил, но показал в Себе образец такой жизни и открыл нам путь к нему через Свою добровольную крестную смерть и Воскресение, что избавило нас от первородного греха, смерти духовной, а физическую смерть сделало успением, сном, после которого возможна вечная жизнь с Богом.
Господь в Своем Вознесении нашу человеческую природу вознес к Богу, тем самым и мы через связь со Христом обретаем такую степень единения с Отцом Небесным.
Господь во второй раз придет в мир со славой судить нас. Это будет суд любви. Если мы в земной жизни были с Богом, уподоблялись Ему, то и в вечной жизни будем с Ним, а если в земной жизни не были с Богом, не творили дел любви, то и в вечной жизни с Ним быть не сможем, как тьма несовместима со светом.
Господь послал нам Духа Святого и создал Церковь, в которую мы входим через Крещение. И другие Таинства Церкви для нас необходимы – в первую очередь, Таинство Покаяния, в котором мы при искреннем раскаянии получаем очищение, прощение грехов, которые мы постоянно совершаем, снова отдаляясь от Бога, и Таинство Причащения, в котором мы и телесно, и духовно теснейшим образом соединяемся со Христом. Для христианина участие в этих Таинствах со временем становится неотъемлемой частью его духовной жизни.
Наша церковная жизнь, и через нее приобщение к Святому Духу, приносит драгоценные плоды, которые в полной мере можно приобрести только в Церкви. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Именно под действием благодати Божией, а не только наших собственных усилий мы способны обрести подлинную, жертвенную, бескорыстную любовь; истинную духовную радость и мир, которых нам так не хватает; силы и способность переносить трудности, скорби, обиды, при этом не теряя обретенного мира в душе; богоподобную доброту и милосердие к людям и всему миру; крепкую, всевозрастающую веру; незлобие, нераздражительность, смирение; силы к тому, чтобы не потакать страстям и греховным влечениям.
Мы надеемся, напряженно ожидаем, что, подобно Христу, мы после нашей смерти, как уже сказали, успения, воскреснем с нашими телами для вечной жизни с Богом.
- Заповеди Божии.
Теперь обратимся к заповедям Божиим, которые еще в Ветхом Завете через Своего пророка Моисея Господь дал Израильскому народу, а через него всему человечеству. Главных из них – десять. Они не являются чем-то иноприродным, неестественным для нас, но есть органичный закон нравственной и духовной жизни всех людей. Многим из вас эти заповеди известны, давайте их вспомним (см. Исх. 20, 1–17):
- Я – Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Господь устанавливает с нами личное отношение любви и заповедует хранить Ему верность (грехи: неверие; отчаяние; приверженность оккультизму; астрологии; магии; вере в приметы).
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Бог неизобразим. Изображать можно только воплотившегося Бога Господа Иисуса Христа. И никому нельзя служить, кроме Единого Бога (грехи: воображение Бога, фактическая постановка на место Бога «кумиров» – денег, власть, политических лидеров, спортивной команды, арти- стов, супруга, детей, себя самого и т.д.).
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Упоминание святого Божьего имени должно быть только в молитвах и благочестивых разговорах (грехи: божба; сквернословие; пустословие).
- Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седь- мой, суббота (евр. – «покой») – Господу, Богу твоему.
В нашей жизни важно выделить время, посвященное непосредственно Богу, молитве домашней и церковной, участию в Таинствах. Храм – это дом Божий. Конечно, Бог присутствует везде и везде к Нему можно обратиться. Но именно в храме, месте, посвященном именно Богу, Его особое благодатное присутствие. В храме Он ждет нас, чтобы мы собрались воедино и послужили Ему, а Он послужил нам. Если мы редко посещаем храм, давайте задумаемся, почему это происходит? Можно сказать, что у нас катастрофически не хватает времени. Но если мы будем честны с собой, то признаемся, что подлинная причина в том, что для нас это не представляет ценности, не является важным. Когда нам что-то нужно, мы находим для этого время и силы. То есть опять же – значит, пока не Бог стоит во главе нашей жизни. Давайте подумаем, что можно изменить в этом отношении (грехи: жизнь без памятования и посвящения ее Богу, посещения дома Божия).
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Любовь к родителям и почитание их является фундаментом наших отношений к Богу и людям (грехи: непочтение, нелюбовь, грубость по отношению к родителям, отказ от заботы о них, осуждение их; непочтительное отношение к наставникам и ко всем старшим).
- Не убивай.
Жизнь – Божий дар, мы не вправе его самовольно отнимать (грехи: вольное и невольное убийство и действия (или бездействия), приведшие к смерти, самоубийство, аборт, злоба, ненависть).
- Не прелюбодействуй.
Любовь свята, нельзя ее предавать. Необходимо хранить супружескую верность и чистоту, воздержание от интимной близости до брака (грехи: измена, блуд, просмотр непристойных изображений и др.).
- Не кради.
Мы не должны присваивать то, что нам по праву не принадлежит (грехи: воровство всех видов).
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Отец лжи – диавол. Нельзя уподобляться ему (грехи – ложь, клевета, сплетни).
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Мы призваны доверять Богу и довольствоваться своим (грехи: зависть, ропот на Бога).
Нам может показаться, что в реальной практической жизни эти заповеди или некоторые из них неисполнимы (привести примеры). Но это не так. Если мы действительно захотим, они будут для нас исполнимы с Божией помощью, причем даже в совершенном виде. Об этом прошу вас прочитать в Евангелии от Матфея нравственные наставления Господа нашего Иисуса Христа, которые называются «Нагорной проповедью» Спасителя (Мф. 5,1–7,29).
Давайте каждый из нас о себе подумает, какие из заповедей и в чем он не соблюдает, что и как он может изменить в своей жизни, что для этого нужно. Все заповеди можно выразить через две главные, как говорит Спаситель: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34–35). Как мы уже сказали, Господь возлюбил нас жертвенной любовью и именно к такой совершенной любви призывает и нас самих.
Отрывок: «Притча о милосердном самарянине» (Лк. 10, 25–37).
(Что мы можем извлечь из этой притчи? Как жертвенная любовь может выражаться в нашей практической жизни? К кому должны быть обращены наши любовь и милосердие? А если нуждающийся в них наш недоброжелатель или даже враг? (Мф. 5, 44–45)).
Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк. 8, 34–36) (Объяснить этот фрагмент, что значит нести свой крест).
- О Крещении.
Как мы уже сказали, Таинство Крещения является дверью в Святую Церковь, духовным рождением уверовавшего в Бога человека в новую благодатную жизнь со Христом.
Таинство Крещения совершается однажды в жизни и не может быть повторено ни при каких условиях (по ана- логии с физическим рождением).
Восприемники (крестные родители)
В Таинстве Крещения восприемник приносит от лица младенца, который еще не может проявить свою волю, обеты Крещения, принимает ребенка из крещальной купели и дает обещание Богу молиться о нем и содействовать воспитанию в христианской вере.
Таким образом, наряду с родителями он несет ответственность за духовное становление своего крестника или крестницы.
Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции, как правило, приглашают обоих.
Главные требования к восприемникам:
– любовь к ребенку и желание помогать ему возрастать в православной вере и благочестии;
– высокая нравственность и воцерковленность (опыт регулярной церковной жизни), ведь только такой человек может стать хорошим наставником.
Кто может присутствовать при Крещении
Правила Церкви не ограничивают присутствие родственников или близких людей во время совершения Таинства Крещения. Однако до сорокового дня после родов правила предписывают матери не входить в храм. На сороковой день над ней прочитываются особые молитвы, и она может снова участвовать в Таинствах и присутствовать на Крещении ребенка.
Для Крещения понадобится следующее:
– новая белая (крестильная) рубашечка для младенцев или белая сорочка для взрослого новокрещеного;
– нательный крест (крестик, приобретенный не в храме, следует отдать священнику для освящения);
– полотенце.
Перед тем как войти в храм следует отключить звук мобильного телефона.
(Другие практические и технические вопросы, связанные с предстоящим Таинством Крещения.)
Наречение имени
В начале Чина Крещения священник нарекает христианское имя крещаемому, с которым тот будет участвовать в Таинствах Церкви.
По церковной традиции, имя христианину нарекают в честь святых угодников Божиих, почитаемых Русской Православной Церковью. Как правило, с одним и тем же именем прославлено несколько святых. Поэтому обычно имя нарекается в честь святого, память которого ближе к дате рождения крещаемого или дате совершения Таинства Крещения, хотя иногда и вне связи с этими датами. Христианское имя может несколько отличаться от имени, данного при рождении. Оксана становится Ксенией, Юрий или Егор – Георгием, Артем – Артемием и т.д. Если имя, данное крещаемому при рождении, не содержится в святцах (перечне имен святых) и не относится к производным от содержащихся там имен, то священник нарекает новое имя, посоветовавшись предварительно с родителями младенца или с крещаемым, если тот достиг совершеннолетия. Например, Карину принято крестить с именем Екатерины или Ирины, Станислава с именем Вячеслава и т.д.
Но если при рождении человек получил христианское имя, то менять его в Крещении не принято. В большинстве случаев такое стремление обусловлено оккультным и суеверным желанием оградить крещаемого «от сглаза», что несовместимо с православным пониманием Крещения. Ведь спасает человека Божья благодать, а не факт изменения имени.
Отречение от сатаны
После чтения запретительных молитв священник предлагает крещаемым и восприемникам повернуться лицом на запад (духовный символ власти тьмы) для отречения от диавола и всего, что с ним связано (в т.ч. от греховной жизни, от магии, обращения к «бабкам», целителям и экстрасенсам). В это время крещаемый (если это младенец, то его восприемники) в ответ на вопросы священника произносит по-церковнославянски отречение от диавола сначала трижды в форме настоящего времени («отрицаюсь»), а затем – как свершившийся факт – в форме прошедшего времени («отрекохся»).
После призыва священника дунуть и плюнуть на диавола («и дуни, и плюни») крещаемому (или восприемникам младенца) следует трижды дунуть и плюнуть в сторону запада. Это действие есть знак презрения к сатане, внешнее выражение полного разрыва со злом.
Сочетание Христу
Далее крещаемый или восприемники поворачиваются к востоку (символу приходящего в мир света) и также трижды в настоящем и прошедшем времени утверждает сочетание (соединение) со Христом («сочетаюсь», «сочетахся»). Затем трижды возглашают признание Христа как Царя и Бога. Отныне жизнь крещаемого (и взрослого, и младенца) принадлежит и должна быть посвящена не ему самому, а Христу.
Чтение Символа веры
Далее следует исповедание православной веры – чтение Символа веры, который мы с вами рассмотрели. Текст Символа веры содержится в Православном молитвослове и этой памятке.
После призыва священника «и поклонись Ему» (т.е. Богу) взрослый крещаемый или восприемники совершают поклон в сторону алтаря (на восток).
По завершении Чина оглашения возглашением «Благословенно Царство…» начинается само Таинство Крещения.
В это время священник помазывает крещаемого освященным маслом. К этому моменту ребенка следует полностью освободить от одежд и вынуть из полотенца.
Священник помазывает лицо, уши крещаемого, верхнюю часть груди, руки и ступни.
Затем следует Крещение – троекратное погружение в освященную Святым Духом воду с призванием имени Святой Троицы.
После его совершения необходимо полотенцем вытереть голову и тело крещаемого, после чего священник надевает нательный крест и крестильную рубашку. Это означает, что человек возвращается к целостности и невинности, которыми он обладал до грехопадения, восстановление его истинной природы, искаженной первородным грехом.
Таинство Миропомазания
Святое Миро (греч. – «благовонное масло») – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол. Священник при каждом помазании Миром говорит: «Печать Дара Духа Святого», на что восприемники или сам крещаемый отвечают «Аминь» (т.е. «истинно так»).
В Таинстве Миропомазания Отец Небесный дарует крещаемому благодать Святого Духа.
После этого восприемники с ребенком совершают шествие вокруг купели, следуя за священником против движения солнца, как бы навстречу Христу, именуемому Солнцем правды.
В это время мы слышим слова апостола Павла из его Послания к Галатам (3,27): «Вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа». Далее читается отрывок из Посла- ния апостола Павла к Римлянам (Рим 6, 3–11), в котором раскрыт смысл Крещения как погребение в воде «ветхого человека» (смерть для греха) и воскресение со Христом для новой и вечной жизни, посвященной Богу (читается отрывок).
По прочтении Апостола священник благословляет собравшихся и читает отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 28, 16–20) о том, как Воскресший Христос дал заповедь апостолам нести весть о Себе всем народам, крестить уверовавших во имя Троицы и духовно учить их (читается отрывок).
После этого священник совершает молитвы о принявшем Крещение человеке, омывает помазанные святым миром части его тела, совершает символическое пострижение крещеного человека. Это означает отсечение греховной воли и принятие воли Божией, готовность послужить Богу.
Далее священник читает молитву о восприемниках и человеке, принявшем Крещение.
Последний обряд Чина Крещения – Воцерковление (т.е. первые шаги в церковной жизни). В это время младенца передают на руки священнику, после чего тот читает молитву воцерковления.
При этом младенца мужского пола или взрослого мужчину вводят в алтарь для поклонения Богу перед святым престолом (т.к. мужчины могут служить Богу в алтаре). Участвующему в воцерковлении младенца роди- телю или восприемнику не заходя в алтарь необходимо дождаться священника перед царскими вратами, взять младенца на руки и вернуться на то место, где стоят восприемники.
Завершает Чин Крещения молитва, в которой священник просит Бога спасти всех присутствующих по молитвам Божией Матери, а также молитвами небесных покровителей храма, в котором совершилось Крещение, и человека, его принявшего.
Таинство Крещения совершено. Но оно лишь открытая возможность достичь спасения. И если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека» (т.е. греха), то само по себе оно не приносит спасения.
- Подведение итогов, краткое повторение основных моментов двух бесед.
- Практические вопросы подготовки к исповедальной беседе (Таинствам Исповеди и Причащения).
(Разобрать в общих чертах, о чем следует говорить на исповедальной беседе и исповеди, как подготовиться к Святому Причащению (пост, молитва, примирение с ближними.)
- Ответы на вопросы.
- Завершающие напутствия и предложение форм дальнейшего воцерковления, возможностей вхождения в жизнь данного прихода.
В завершение хочется надеяться, что то, о чем мы говорили с вами, оказалось вам близко и станет руководством к действию. Всех вас приглашаю на небольшой двухмесячный курс практического воцерковления, где мы сможем подробнее поговорить и о нашей вере, и о богослужениях и Таинствах, и о молитве, посте, правилах поведения в храме, об иконах и других важных практических аспектах. Мы постараемся ответить на вопросы, которые еще у вас появятся. Надеюсь, что участие в церковных богослужениях, Таинствах Покаяния и Причащения, молитва станут для вас живой, насущной потребностью и делом. Также родителям и восприемникам важно как можно чаще причащать ваших детей. (Сказать о практических возможностях вхождения в жизнь данного прихода.)
Желаю всем вам помощи Божией! Да хранит вас Господь, Пречистая Матерь Его и все святые!
- Молитва.
Источник: Информационное агентство «Православное образование»
2. Принципы минимального оглашения
Иерей Игорь Киреев, руководитель катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского Российского православного университета
В 2011 году Священным Синодом был принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в РПЦ» (журнал No 152 от 27 декабря 2011 г.), в котором сказано о недопустимости совершения Таинства Крещения без огласительной подготовки крещаемых или родителей крещаемых младенцев. Подготовка рекомендуется по возможности полная и продолжительная, а при отсутствии возможности – никак не меньшая, чем две беседы с катехизатором, а также покаянно-исповедальная беседа со священником для взрослых крещаемых или предложение о подготовке к личному участию в Таинствах Церкви для родителей крещаемых младенцев.
Но в настоящее время в большинстве приходов принят обозначенный минимум, поэтому представляется практически важным определение тех катехизических возможностей, которые дает этот минимум.
В названном документе указана предполагаемая тематика двух обязательных бесед. Но еще в преамбуле документа есть важный абзац, который существенно уточняет задачу оглашения. Вот этот фрагмент: «Церковное учитель- ство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью».
Отсюда видно, что основным содержанием огласительных бесед должна быть не только информация о нашей вере, хотя и она важна, но более – явление самой веры и любви в катехизаторе. Практически это осуществляется в искреннем нетщеславном стремлении «ловить человеков» (Лк. 5, 10) Христовою любовью, желающей, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Ведь от первого знакомства человека с церковной жизнью часто зависит вся траектория его духовного пути. И здесь важна способность катехизатора убедительно свидетельствовать об истинности и спасительности церковного пути восхождения к Богу, что невозможно без укорененности самого катехизатора в жизни Церкви, его напряженной духовной жизни, основанной на святоотеческом опыте.
Для крещения, как известно, необходимо соблюдение трех условий: вера крещаемого, его покаяние и научение основам христианства.
Утверждение в вере оглашаемого должно сопровождаться усилением его покаянного чувства, вызываемого, с одной стороны, осознанием искупительной жертвы за нас Господа Иисуса Христа и, с другой стороны, видением явной недостаточности и тщетности для дела спасения своей внецерковной жизни до обращения к Богу. Покаяние – осознание невозможности спасения без Бога и своего недостоинства перед Богом – непреложное требование к оглашаемому. Евангельская притча о блудном сыне и рассказ Христа о заблудшей овце часто помогают оглашаемому обрести необходимое покаянное чувство и укрепиться в нем. Но опять же святоотеческий опыт, усвоенный катехизатором и к месту примененный, является «золотым запасом» в его огласительной деятельности.
При оглашении самым ценным результатом является достижение личностного контакта с оглашаемым, а при минимальном количестве встреч – это единственная возможность неформального исполнения оглашения.
Церковь отнюдь не обязана крестить подряд всех желающих или требующих. Если нет у человека стремления или, по крайней мере, желания войти в нее как в семью или общину, познакомившись поближе с одним из ее верных членов, который готов уделить должное внимание оглашаемому, то это уже говорит о непонимании смысла своего вступления вступления в Церковь, пребывания в ней и неверии в нее («Верую … во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь») для ищущего крещения. Конечно, и катехизатор должен достойно представлять Церковь как своими христианскими личными качествами, так и профессиональной компетентностью. В творческом деле оглашения личность играет значительную роль.
В условиях краткого оглашения (при этом надо иметь возможность предложить желающим более полноценный, продолжительный курс оглашения) достижение ясных конкретных целей (таких, как укрепление веры, достижение готовности к покаянию, открытие возможностей общения, сообщение минимальных общих богословских сведений, пробуждение интереса к Священному Писанию и Священному Преданию, к богослужению и церковной жизни) должно быть ориентиром для катехизатора. Средствами для этого являются:
Установление личностного доверительного контакта.
Ненарочитое свидетельство о собственной вере для укрепления веры оглашаемого.
Личная молитва за оглашаемого.
Обращение к евангельским, житийным, личным и другим ярким живым примерам для возбуждения и укрепления покаянного чувства.
Выявление (если есть) и преодоление неверных с христианской точки зрения представлений о Боге, человеке, мире, Евангелии, Церкви, грехе.
Убеждение оглашаемого в необходимости очищения через исповедальную беседу со священником (или через исповедь – для крещеных родителей и восприемников младенцев).
Сохранение контакта с оглашенными для последующего духовного сопровождения и введения в приходскую и общинную жизнь.
Возвращаясь к документу, регламентирующему катехизическую деятельность в Русской Православной Церкви, хочется отметить его сугубую важность, обобщив практику его применения. Подавляющее большинство ищущих крещения теперь с пониманием относятся к предъявляемым требованиям и готовы их исполнять. А некоторые люди с духовными запросами выражают желание не только минимальной, но и более полной катехизации. Это ставит перед клиром и катехизаторами новые задачи, требующие не формальной работы, а неформального служения и компетентности. Открыты возможности для духовного просвещения народа, и очень важно их использовать, собирая в приходах людей, способных после определенной подготовки заниматься духовным просвещением.
Источник: Информационное агентство «Православное образование»